Год назад РБК провела
опрос, что чаще всего покупают в интернет-магазинах. Вот результаты опроса:
№ --- Вариант ответа --- Количество голосов --- %
-------------------------------------------
1 --- Мелкая бытовая техника --- 1 128 --- 14.97
2 --- Книги, канцтовары --- 954 --- 12.66
3 --- Одежда, обувь --- 907 --- 12.04
4 --- Компьютеры и комплектующие --- 840 --- 11.15
5 --- Билеты в театр, кино, на концерты --- 764 --- 10.14
6 --- Другое --- 546 --- 7.25
7 --- Крупная бытовая техника --- 538 --- 7.14
8 --- Косметика и парфюмерия --- 504 --- 6.69
9 --- Игрушки --- 386 --- 5.12
10 --- Программное обеспечение --- 311 --- 4.13
11 --- Лекарства --- 227 --- 3.01
12 --- Мебель --- 218 --- 2.89
13 --- Продукты питания --- 210 --- 2.79
--- Итого --- 7 533 --- 100.00
- --- Ничего --- 865 --- -
На мой взгляд, мелкая бытовая техника вполне логично заняла первую строчку рейтинга: покупать ее наименее рискованно: чаще всего, это товар, который можно брать не глядя, не пощупав предварительно и не повертев в руках. Кроме того, такой товар не особенно дорог, так что даже в случае каких-то несоответствий желаемого и полученного – теряешь немного.
Книги – тоже вполне логично, ведь именно с книг начиналась интернет-торговля. В России, во всяком случае. Думаю, что со временем доля книг в объемах продаж будет уменьшаться, и довольно стремительно. Как за счет роста продаж других видов товара, так и в связи со стремительным ростом популярности онлайн-чтения.
Лично меня удивило то, что на третью позицию вышли одежда и обувь – то, что, действительно, очень рискованно брать, не примерив. Впрочем, здесь покупатели, возможно, используют стратегию одной моей знакомой: примерив брендовое платье в фирменном магазине, она заказывает такое же или того же бренда в интернете. Чаще всего на ebay.com, где все дешевле и разнообразнее. При этом подруга исходит из тех соображений, что у серьезных производителей очень четко выдерживаются размеры одежды – ошибиться практически невозможно.
То есть, такая методика действует, главным образом, в отношении по-настоящему фирменных вещей. Покупать, не глядя, в интернете случайные вещи все-таки нужно с осторожностью.
И еще: для меня примечательно, что на 5-й строке рейтинга оказались билеты в театры и в кино. Учитывая, что интернет-продажи билетов развиваются пока еще только в крупных городах, - то из относительно высокой позиции этой группы можно сделать косвенный вывод, что и вообще большинство интернет-покупателей сосредоточено там же. Что несколько странно: у жителей крупных городов товарный голод ниже, чем на периферии.
Жаль, что этом рейтинге нет раскладки по местожительству респондентов.